May. 9th, 2009

four_four: (gun&rose)
Странно, но в этом году к празднику Победы особенно много всего в ЖЖ всплыло. Я не буду писать о ленточках, о памяти, о коммеморативных проектах потому, что мое мнение в итоге окажется нелепым, субъективным и односторонним. Слишком большое явление необходимо осмыслить и слишком мало для этого сделано. Но я хочу сказать о другом. Когда я читала многочисленные ЖЖ-шные споры, я удивлялась иногда – типа «какие схемы у них в голове, да как они прозомбированы, ох и ах!». А потом вспомнила кое-что.

На первом курсе советскую историографию у нас читал замечательный историк Олег Николаевич Кен, светлая ему память. И помню, мы обсуждали германский послевоенный проект коллективной вины за действия нацистов и говорили о том, что подобный проект, связанный с коллективной виной за ГУЛАГ, в России вряд ли возможен. И со стыдом вспоминаю, как я горячилась и говорила, что-то про то, что коллективная вина за ГУЛАГ – это политическая игра, почему мои дедушки и бабушки должны испытывать вину за то, в чем не виноваты.
И только сейчас, через два года, я понимаю, о чем он говорил. Об удивительной терапевтической силе подобных проектов.
Это удивительно. Мне совершенно не близок фашизм или любая разновидность нацизма, я не отношу себя к ура-патриотам и критически воспринимаю государственные попытки конструирования памяти. И все же я оказалась удивительно мейнстримово мыслящей теткой.
Ну, в общем, могу ли я осуждать все происходящее сейчас? Типа, «а судьи кто?».

Должна еще сказать, что во многом на меня повлияло украинское издание «Крiтiка». В России, к сожалению, ничего подобного нет. Только «НЛО», пожалуй, может сравниться с ней по уровню текстов, но в «НЛО» не печатают политические статьи на злобу дня.

Как-то так.
Page generated Oct. 3rd, 2025 09:56 am
Powered by Dreamwidth Studios